Информация



Особенности подбора и настройки слухового аппарата для ребенка

Балышева Елена Николаевна, сурдопедагог ЦКСиР «Мелфон – Санкт-Петербург»

Балышева Елена Николаевна, сурдопедагог ЦКСиР «Мелфон – Санкт-Петербург»

Автор: Балышева Елена Николаевна, сурдопедагог ЦКСиР «Мелфон – Санкт-Петербург».  Стаж работы более пятнадцати лет. Автор книг «Если ребёнок не слышит» и «Грамматика русского языка для младших школьников». Также автор нескольких статей по проблемам неслышащих детей.

Протезируя детей, мы знаем, что наш пациент должен слышать высокие, средние и низкие частоты, реагировать на различные звуковые ситуации, иметь хорошую разборчивость речи и т.д. Всё это так, и мы правы, настраивая аппараты так, чтобы одна частота не доминировала над другой, стараясь по максимуму создать звуковой комфорт и возможность понимания ребенком обращённой к нему речи. И, как правило, попадаем в ту самую лучшую из «грубых» настроек, однако при этом мы зачастую не имеем возможности учесть индивидуальные запросы детей по тому, каким будет слуховой аппарат.

Приведём в качестве примера две ситуации.

Ситуация первая. На приёме мальчик, 1,5 года, первое слухопротезирование. Диагноз: сенсоневральная тугоухость 3-4 степени.

Родители недавно узнали о том, что их сын не слышит. Первая реакция – не может быть! Может, причем в последнее время это случается чаще и чаще.

Они уже пробежались по всем врачам, колдунам и знахарям, поняли, что путь один – слухопротезирование. К нам пришли случайно, увидев рекламу в метрополитене, самостоятельно, не по совету, значит, нам пока не доверяют, и после посещения большого количества специалистов нетрадиционной медицины относятся настороженно. Первое и главное, по их мнению, требование, предъявляемое сурдологу: нам нужны аппараты, такие, чтобы малыш хорошо слышал и маленькие. Перевожу: маленькие – значит незаметные.

Мы понимаем, что момент «объяснения до конца» неуместен, но и обманывать, предлагая заведомо слабые слуховые аппараты, права не имеем. Задача сурдолога в такой ситуации – не настаивать, быть пластичнее, не забывая, в каком стрессе пребывают родители. Ни в коем случае не давите на родителей, им слишком многое пришлось пережить, они ещё не приняли диагноз, а слуховой аппарат для них символический указатель: «Глухой».

- Маленькие аппараты? Замечательно, давайте попробуем, но учтите, «маленький» – значит слабенький, с такой потерей слуха, как у вашего сына, они неэффективны.

Настраиваем. Реакция нулевая, но зато аппараты не видны.

- Как вам? Нравится?

- Не знаем. Лёша, наверное, пока не сориентировался.

- А хотите, попробуем другую модель, у нее корпус побольше, но вдруг лучше получится?

Примеряем другую модель, корпус значительно крупнее, но и возможностей больше. Тестируем.

- Ду-ду-ду, – не слишком громко.

Ребёнок вздрагивает, именно – вздрагивает, а не подпрыгивает от ужаса, потому что вы вывели низкие частоты на максимум.

-Лёша!

Мальчик снова поворачивается, но не потому, что узнал имя, он услышал пока ещё незнакомое собственное имя. Как правило, для родителей вопрос о размере слуховых аппаратов больше не стоит.

Теперь начинается серьёзная работа, направленная на развитие слуховосприятия и понимания речи. Невозможно добиться идеальной настройки с первого раза. Когда ребёнок маленький, смешно рассчитывать на точную аудиометрию. Поэтому мы настраиваем аппараты максимально щадяще, а потом, обязательно совместно с сурдопедагом, постепенно выводим на нужный уровень звучания.

Маленькие дети отказываются носить слуховые аппараты крайне редко, им неважно как выглядит та или иная модель, какого она размера или цвета. По нашим наблюдениям отказ связан с двумя причинами:

  1. Аппараты настроены некомфортно (громко – мешают, раздражают звуки, или тихо – возникает ощущение, что в уши помещено инородное тело).
  2. Неудачно выполнен вкладыш (натирает, болтается в ухе, аллергичный материал, раздражение).

Кратко обозначим выводы, к которым мы пришли, занимаясь слухопротезированием более десяти лет.

Мы считаем, что дети должны протезироваться исключительно цифровыми аппаратами, позволяющими выполнять сложную обработку звуков и выделять речь на фоне шума, добиваться комфортного звучания в любой акустической ситуации.

Настройка слухового аппарата для ребенка всегда должна быть индивидуальной и учитывать данные не только компьютерной и игровой тональной аудиометрии, но и характер и причину потери слуха (анамнез ребёнка).

Очень важно правильно выбрать метод настройки слухового аппарата (NAL -, DSL, Adaptive Phonak Digital и другие методы), предлагаемые фирмами-производителями специально для детей.

По нашим наблюдениям, метод DSL наиболее подходит пациентам с нейропатией. Это объясняется тем, что при данном методе сигнал на выходе в слуховом аппарате никогда не превышает уровень дискомфорта. Метод DSL также даёт лучшую разборчивость речи у детей «высокочастотной языковой группы» ( армянский, грузинский, арабский, английский языки).

Очень часто пациенты жалуются на «свист». Ребёнок маленький, он постоянно находится на руках у матери, прижимается ухом к её плечу, в результате возникает эффект обратной связи между усилителем и микрофоном, так называемый «свист». Что делать в таких случаях? Прежде всего, надо правильно исполнить индивидуальный ушной вкладыш, недостаточно сделать хороший слепок, необходимо ещё правильно подобрать материал и диаметр трубочки. Современные технологии дают возможность при настройке устранить риск возникновения обратной связи. Это проведение теста обратной связи, подавление её в процессе обработки сигнала в самом аппарате.

В дошкольный период достаточно одной настроенной программы. Не стоит торопиться использовать все возможности слуховых аппаратов, головной мозг малыша развивается, он ещё не готов воспринять полный объём звуковой информации. Не всё сразу. Слышащий ребёнок так же не берет весь спектр звучания нашего мира. Зачем же нам искусственно перенапрягать слуховую систему малыша? У него и без того сложный период в жизни – надо научиться читать, говорить, различать названия предметов на слух. Ему надо трудиться над собственным развитием, а мы можем ему помешать в этом. Наша задача правильно выбрать частотные характеристики, уровень громкости, соблюсти пороги комфорта и дискомфорта.

Имеем ли мы право давать родителям обещания, что после слухопротезирования их сын или дочь, будут такими же, как слышащие сверстники?

Категорически – нет. Ребёнок будет другим, он не начнёт говорить сам по себе, он не научится слёту понимать обращённую к нему речь, ему придётся трудиться над каждым звуком. К сожалению, это так. Слуховые аппараты не возвращают природный слух, они не являются панацеей. Они позволяют, при правильном выборе настроек, помочь научиться слушать и узнавать определенные грамматические конструкции, слова, звуки.

Имеем ли мы право давать родителям надежду на нормальную адаптацию ребёнка в обществе слышащих?

Да, конечно. Задача специалистов чётко обозначить этапы на пути социализации ребёнка-инвалида по слуху:

  • поэтапное слухопротезирование;
  • занятия с сурдопедагогами;
  • непременное помещение малыша в «речевую среду»;
  • воспитание морально-этического аспекта поведения в обществе.

Если все пункты этого «договора» выполняются, то примерно к десяти годам разница в развитии слышащего и неслышащего ребенка исчезает. Но и здесь мы имеем дело с определенными оговорками – имеются ли сопутствующие сенсоневральной тугоухости заболевания центральной нервной системы, насколько ребенок обучаем, есть ли у него желание заговорить.

Что такое поэтапная настройка слуховых аппаратов?

Это постепенное выведение слуховых аппаратов на должный уровень по наблюдениям родителей, сурдопедагога и сурдолога. Для малышей через игру, для более взрослых детишек – с помощью тестов, составленных специально для выяснения правильной картины звуковосприятия.

Меняются ли настройки с взрослением ребёнка?

Да. Для малыша, который всё время находится с мамой и только начинает привыкать слышать, необходима максимально щадящая настройка. В таких случаях лучше всего подходят слуховые аппараты с многоканальной компрессией, тогда внезапный громкий звук не напугает ребёнка, и нам не придётся в дальнейшем убеждать его, что слышать – это хорошо и не опасно.

Даже дома ребёнок находится в «шумной» для него атмосфере, он должен научиться слышать и выделять из общего звучания необходимые ему звуки. Наша задача помочь ему в этом, поэтому желательно активировать многонаправленный микрофон и настроить одну программу, даже если аппараты многопрограммные. Коррекция настройки слухового аппарата проводится примерно раз в месяц, совместно с сурдопедагогом. Для маленького ребёнка ручной регулятор громкости (ОРГ) желательно заблокировать.

Но ребёнок растёт. Он посещает музыкальные или хореографические занятия, играет со сверстниками во дворе, занимается спортом. Период адаптации пройден, требования к слуху становятся более оформленными. Что мы делаем в такой ситуации? Можно установить вторую программу, учитывающую индивидуальные потребности ребёнка (музыка, танцы, спорт). ОРГ лучше по-прежнему оставить заблокированным.

Следующий этап – школа. В этот период меняется отношение к слуховому аппарату. Ребёнок не хочет носить слуховой аппарат, если он заметен или не похож на украшение, он стесняется собственной неполноценности. Лучше всего в такой ситуации родителям обратиться к психологу или самим объяснить, что неношение аппаратов – вовсе не маска, за которой можно спрятать свою глухоту.

Ситуация вторая. На приёме девочка, 13 лет, первое слухопротезирование в 3,5 года, представление о звучании окружающего мира сформировано, слуховые аппараты устарели, пора менять.

Настраиваем, тестируем. Слышит, новые слова берет только после двукратного предъявления.

- Наташа, как ты слышишь? Тебе нравится новое звучание

- Нормально.

- Эти аппараты звучат одинаково со старыми?

- Не знаю. Нормально.

- Хочешь, мы попробуем поменять настройки?

- Не знаю. Нормально.

Через неделю.

- Наташа, ты привыкла к новым слуховым аппаратам?

- Нормально.

- Как слышишь? Так же, как в тех, которые носила раньше?

- Нет, лучше. Нормально.

И только через месяц: «Я вчера слышала, как кричали футбольные фанаты, они такие громкие, я не знала, и дверь скрипит». Больше нет этого вечного «нормально». Теперь она готова не только слышать, но и слушать. Мы нисколько не утрируем, такая реакция обычна, несмотря на новые возможности, предлагаемые современными технологиями. Невозможно сразу оценить разницу между старыми и новыми аппаратами, особенно, когда ребёнок переходит с аналоговых на цифровые технологии, несмотря на парадоксальность ситуации такое тоже встречается. Месяц – максимальный срок адаптации, приводимый нами в качестве примера, некоторым детям достаточно недели или двух.

Что же мы можем сделать, чтобы за это время пациент, не чувствуя (правильнее – не осознавая) особенной разницы в звучании, не снял слуховые аппараты?

Господа производители, работайте над дизайном. Если дети с удовольствием носят в ушах серьги, выбривают виски и чёлки, почему не сделать слуховой аппарат ещё одной деталью их «невероятной красоты»?

Красота красотой, но в слуховых аппаратах главное – настройки. Месяц прошёл, ребёнок адаптировался к новому звучанию, пора заниматься более тонкими настройками. Теперь мы можем организовать работу так, что пациент сам будет участвовать в ней. На этом этапе мы настраиваем уже несколько программ, предлагая выбрать наиболее удобное и понятное звучание индивидуально. Порой пациент может оставить прежнее звучание: «я буду слышать, как правильно», или попросить разблокировать ОРГ. Для детей, посещающих массовые учебные заведения, мы рекомендуем приобретение FM системы.

В подростковом возрасте ребёнок проходит ещё один психологический этап созревания. Ему необходимо «быть, как все» или «быть лучше всех». Теперь к слуховому аппарату предъявляются большие требования. Он должен быть модным, совместимым с мобильным телефоном, давать возможность слушать музыку. Очень рекомендуем сурдологам и сурдопедагогам разбираться в различных направлениях молодежной культуры, не надо знать названия групп, достаточно иметь представление о частотной составляющей того или иного музыкального течения. Большое преимущество имеет аппарат, которым можно «управлять» незаметно для окружающих (с пульта).

Слуховые аппараты постоянно совершенствуются. Но это не значит, что однажды наступит такое время, что достаточно будет посадить пациента около компьютера, включить нужную программу, и он уйдёт от нас хорошо слышащим. Никакие чудеса техники не смогут заменить врача-сурдолога и сурдопедагога, поэтому давайте не отставать от прогресса и совершенствоваться вместе с технологиями, а лучше – идти на шаг впереди.

Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

Яндекс.Метрика