Информация



В поисках сурдопедагога

Балышева Елена Николаевна, сурдопедагог (Санкт-Петербург)

Балышева Елена Николаевна, сурдопедагог (Санкт-Петербург)

Автор: Балышева Елена Николаевна, сурдопедагог

В этой статье мне бы очень хотелось привлечь ваше внимание к теме взаимоотношений сурдопедагога, ребёнка и родителей. Недавно в поисках информации о специалистах, занимающихся детишками с проблемами слуха, я открыла одну из страниц форума плохослышащих и прочитала: «Мы занимались у сурдопедагога, и она, вместо того, чтобы помочь, свалила все проблемы на родителей, ребёнок на её занятиях только плакал и хотел сбежать, к тому же у педагога имеется логоневроз», а это (по мнению той же мамы) несовместимо с работой дефектолога. Это сообщение вызвало эмоциональную бурю среди посетителей сайта – кто-то советовал немедленно «линчевать» бедного педагога, кто-то осуждал мать за неумение договориться. Но ни одного практического совета не последовало – сплошные эмоции и «выкрики с места». Ситуация так и осталась неразрешенной.

Примечание: Логоневроз – один из видов заикания.

Почему бы нам не попробовать обсудить проблемы, возникающие в процессе обучения плохослышащего ребёнка, в том числе и по вине сурдопедагога? Как же не ошибиться в выборе сурдопедагога, особенно, когда диагноз сенсоневральная тугоухость только поставлен, и знакомых с такой же проблемой в окружении нет, а найти преподавателя надо обязательно и непременно лучшего в городе?

Как правило, путей несколько, и все они известны: специализированный сад, сурдоцентр, «сарафанное радио». Куда же без него? И вот уже не первая мама рекомендует вашей семье педагога, у которого «дети мало того, что говорящие, так они потом в школу массовую уходят и в институты поступают». И педагог, судя по предварительному разговору, не против того, чтобы взять ваше чадо на занятия. Счастье случилось – теперь вы знаете: у кого учиться и к чему стремиться.

Но почему-то вместо того, чтобы радоваться вместе с вами и вдохновляться будущим счастьем, ваш малыш нервничает, на занятия идёт со слезами, перед кабинетом устраивает истерики. Первые два-три занятия – не показатель, поэтому вы стараетесь относиться к ситуации спокойно, но ничего не меняется и к пятому, и к шестому. Вы начинаете нервничать – ребёнка жалко и толку от хождения нет. Но ведь вам рекомендовали именно этого педагога, он считается одним из лучших в своей профессии, от него теперь зависит будущее вашей семьи?

Это первое и самое большое заблуждение. Я всегда говорю родителям детишек, с которыми занимаюсь: «Найдите хоть самого умного, покрытого золотом с головы до ног сурдопедагога, если не наладится контакт, не будете заниматься дома,– результата не ждите». К сожалению, родители, часто бодро стартовав в начале пути, к финишу даже ползти не хотят, а порой и не могут от усталости. И тогда приходится убеждать, требовать, ругаться, заставлять выполнять домашние задания. Но это вовсе не позволяет педагогу отказаться брать на себя ответственность за своего ученика. Малышу необходимо объяснить материал, помочь в произношении звуков, научить слушать новые слова, дома же родители занимаются только повторением и обсуждением материала в обычных жизненных ситуациях.

Сурдопедагог даёт направление, он очень важное и необходимое звено в цепочке развития вашего малыша, к тому же профессиональное, но будущего вашего сына или дочери он не определяет. Не зря в православии есть такое правило: «Профессию и жену надо выбирать самостоятельно, чтобы не ошибиться». Поэтому выбор – это исключительно ваша прерогатива. Педагог не обязан любить своих учеников, решать за родителей, в какую школу лучше пойти учиться; планировать будущую профессию. Я всегда с большим сомнением отношусь к учителям, которые утверждают, что никого так сильно не любят, как своих подопечных. Это либо ущемлённые в чём-то люди, либо не искренние.

А вот у детей всё по-другому – они или любят или нет. Очень хочется донести до родителей и начинающих сурдопедагогов одну очень простую мысль: маленькие дети не умеют ещё делить людей на талантливых, профессиональных и не очень. У них понятия проще: «дядя – тётя, плохой – хороший». У меня в практике был такой случай: одна девочка, кажется, тогда ей было четыре года, категорически отказывалась заниматься со мною только потому, что скучала по предыдущему преподавателю, оставшемуся в её родном городе. Она плакала, бежала с криком к дверям, жаловалась, требовала вернуться домой. А к третьему уроку неожиданно включилась в работу и три года отзанималась на «отлично». Тогда мне повезло – пытаясь привлечь её внимание к слову «лягушка», я запрыгала по кабинету на корточках и пригласила её поучаствовать, с тех пор мы каждое занятие начинали с «лягушачьих плясок», но зато потом я получала сорок пять минут удовольствия от работы с активной «рабочей» ученицей. Сейчас она уже взрослая девица и, наверняка, не помнит, какими акробатическими упражнениями мы добивались правильного произношения и знаний русского языка.

Но были и другие случаи, когда ребёнок категорически не хотел заниматься именно со мною, и тут уж ничего сделать было невозможно. Такое тоже случается, и никто от этого не застрахован.

Допустим, вам не повезло, и ваша тётя, по причинам, известным только вашему малышу, стала «плохой». Что тогда делать? Уходить или оставаться?

В каком случае лучше уйти?

Если вы видите, что истерики повторяются из раза в раз, что малыш дома занимается спокойно, с удовольствием выбирает любой материал, кроме того, который прорабатывался с педагогом, когда вы после каждого занятия слышите жалобы на сына или дочь: «он ленивый, ничего не хочет, не понимает, ему бы психику проверить», – уходите с чистой совестью. От таких занятий толку не будет. Когда вам неоднозначно намекают, что не несут ответственности за результат, что задача специалиста руководить и контролировать процесс, тем более с таким неадекватным пациентом трудно предполагать – тоже уходите.

Но бывает и так, что к мнению ребёнка лучше не прислушиваться. Я ещё не встречала учеников, готовых трудиться с утра до вечера – только таблички подкладывай. Малышу очень трудно осознать необходимость занятий. Не рассказывать же ему о перспективах поступления в хорошую школу, а затем в Университет. Его нужно мотивировать на занятия другими способами. Это могут быть поощрения в виде конфет или игр на компьютере, наказания (только не физические), особенно действенным в общении мне кажется принцип: люблю – не люблю. Дети мыслят простыми категориями: я что-то сумел, я – молодец, тётя меня хвалит, мама – любит. Но как же ему достичь этого счастья, если та «тётя», к которой он приходит на занятия, никак не замечает или не хочет оценить его маленькие достижения. Не знаю, кто и когда внушил нашим педагогам, что дети обязаны их уважать и слушаться, только потому, что у них есть диплом и работа в этой отрасли. Я несколько сгущаю краски, есть и другие, надеюсь, их больше, но как быть родителям, как узнать: правилен ли выбор?

Только наблюдением. Если вас не приглашают на занятия в кабинет, не стесняйтесь подслушивать под дверью – там ваш ребёнок, и только в ваших силах защитить его. На одной из конференций нам представляли методику, сейчас уже не помню, кажется, канадских специалистов, по которой занятия обязательно транслировались для мам, сидящих в коридоре, и записи потом отдавались родителям. Очень удобно и практично для контроля и повторения дома. Но мы подобных возможностей не имеем, поэтому «держите ушки на макушке». Никогда не стесняйтесь поговорить с педагогом, если у вас возникают сомнения, у вас общая задача, и для выполнения её важен обмен информацией. Делитесь положительными эмоциями, особенно при работе над правильным произношением. В ней всегда присутствуют некоторые неприятные моменты. Например, дети не очень любят звук «К», при его постановке многим приходится терпеть во рту шпатель, что «невкусно», но если, услышав, как малыш замечательно произносит требуемое, вы покажете ему всю силу своего восторга, то страдание превратится в поступок, а для ребёнка это событие и ещё один повод сходить на занятие.

Будьте последовательны в проработке материала по развитию речи, не прыгайте с темы на тему, только потому, что вам хочется дать как можно больше информации малышу. Прежде чем заниматься самостоятельным изучением чего-либо, спросите у своего педагога, стоит ли торопиться?

Подводя итоги, очень хочется обратиться к обеим сторонам (родительской и педагогической): старайтесь не промолчать, общайтесь, обсуждайте проблемы обучения, а если необходимо расстаться – не затягивайте. Мы все несём ответственность за будущие возможности наших детей, поэтому не имеем права терять драгоценного времени, которое отпущенное ему для того, чтобы научиться говорить не только правильно, но и красиво.

Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

Яндекс.Метрика