Информация



Кохлеарная имплантация: мое мнение

Елена Голубкина

Елена Голубкина

Автор: Елена Голубкина, сурдопедагог

Елена Голубкина работает воспитателем в школе для глухих детей. Она сама перенесла кохлеарную имплантацию, и мы попросили ее ответить на несколько вопросов о том, что по ее мнению нужно знать и учитывать всем, кто столкнулся с подобными проблемами.

Начну с того, что я не специалист по имплантам, но у меня есть одно важное преимущество – все то, о чем пишу, я испытала на себе, поскольку несколько лет назад мне сделали кохлеарную имплантацию. Мои ответы касаются самой закрытой области – области личных ощущений. Я пишу, опираясь, прежде всего, на свои собственные ощущения, свой собственный опыт и результат.

Что дает кохлеарная имплантация?
От врачей я слышала, что cлух снижается таким образом, что сначала у человека пропадает восприятие высоких частот, затем, по мере снижения, средних и высоких. Глухота редко бывает тотальной. Обычно у глухого сохраняется восприятие низких частот. Поэтому он реагирует на громкие низкие звуки: лопнувший шарик, падение предмета, шумы в метро. Однако, звуки, из которых складывается человеческая речь, музыка находятся в диапазоне высоких и средних частот, а возможность восприятия этих частот у неслышащего человека отсутствует. Почему происходит именно так? Пусть простят меня многоуважаемые специалисты за возможную наивность, но я постараюсь объяснить ситуацию своими словами. Думаю, дело в том, что при сенсоневральной патологии умирают участки нерва, отвечающие за восприятие высоких и средних частот. Имплант восстанавливает восприятие средних и низких частот. Диапазон становится целостным и, как результат, реальным становится восприятие речи, музыки и других звуков окружающего мира. Конечно, есть отличия от восприятия звуков при нормальном слухе, особенно в первые месяцы после операции. Я сама чувствовала их в течение первых двух-трех месяцев, но теперь у меня ощущение, что я слышу нормально, как в детстве.

Кому стоит и кому не стоит делать кохлеарную имплантацию?
В первую очередь кохлеарная имплантация показана слабослышащим и позднооглохшим практически любого возраста. Если результаты медико-психологического обследования хорошие, операция прошла успешно, а в период реабилитации проводилась добросовестная работа с сурдопедагогом, то положительный результат не заставит себя ждать.

Показана кохлеарная имплантация также и глухим, но в этом случае, помимо вышеперечисленных условий, добавляется и имеет немаловажное значение еще одно условие: возраст пациента. Чем младше ребенок, тем короче и успешнее реабилитационный период. И этому есть множество подтверждений. Насколько я знаю, уже в 1 год, если родители согласны, малышам можно делать КИ.

Если возраст ребенка, глухого с рождения, 10-12 лет, то родители должны 1000 раз подумать, решая вопрос с имплантацией. Считаю, что кохлеарная имплантация противопоказана с 10 лет и старше. К длительной реабилитации добавляется проблема психологического характера. Наверняка Ваш ребенок посещает специализированную школу (а до школы был детский сад для глухих), и в свои 10-12 лет имеет массу друзей и знакомых среди неслышащих.

Неслышащие – это свой особый социум. В 10-12 лет социум уже имеет огромное значение для ребенка. После кохлеарной имплантации его жизнь изменится. Он, вроде бы, уже не глухой, поэтому из социума неслышащих уходит, а в новый социум – социум слышащих – еще не попадает. Уверяю Вас, подростки переносят это очень тяжело. Далее, с таким ребенком необходимо заниматься специально, уже как с имплантированным, с сурдопедагогом-реабилитологом, заниматься постоянно дома и посещать такое общеобразовательное учебное заведение, которое работает с имплантированными, т.е. имеет класс и, главное, специалистов. Сомневаюсь, что Вы сегодня найдете такую школу. (Кстати, в детских садах группы для имплантированных уже существуют.) К чему я это пишу? Имплант, бесспорно, великое изобретение. И, как всякое великое изобретение оно имеет две стороны: для кого-то становится огромным счастьем, но может стать и огромным разочарованием. Если Ваш ребенок уже большой, подумайте хорошенько. Всему свое время. В конце концов, в этой жизни главное – быть счастливым. Им можно стать, даже оставаясь неслышащим. Конечно, мое мнение не истина в последней инстанции и исключения бывают всегда.

Что должны знать родители, решая вопрос о кохлеарной имплантации?

  • Кохлеарная имплантация – это операция на голове. Интересуют подробности – поговорите с врачами. Как человек, перенесший такую операцию, скажу, что мучительных болей не было. Я знаю, что дети, подростки, молодежь переносят операцию значительно легче и гораздо быстрее в физическом плане приходят в себя, чем люди среднего возраста. Это и понятно: сердце, сосуды у взрослого человека (особенно с вредными привычками) другие.
  • Кохлеарная имплантация – это навсегда. Ваша жизнь и жизнь Вашего ребенка будут подчинены импланту. Сначала Вы будете относиться к малышу как к «хрустальной вазе», но, вскоре, ощущение «вазы» пройдет. Тем не менее, в дальнейшей жизни Вы всегда будете учитывать то, что Ваш ребенок имплантирован. Это войдет в привычку.
  • После операции очень многое будет зависеть только от Вас. Операция – это 50% дела. Остальные 50% – реабилитационный период. Как он будет организован, с кем и где будет заниматься ваш малыш – все это зависит только от Вас. Мнение, будто ребенок после подключения сам, сразу станет все понимать и начнет говорить – преступно ошибочно. Занятия с сурдопедагогом-реабилитологом или под его руководством – единственно правильный путь к положительному результату кохлеарной имплантации.
  • Этот пункт вытекает из предыдущего: перед кохлеарной имплантацией необходимо найти специалиста сурдопедагога-реабилитолога и заручиться его согласием на работу с Вашим ребенком после операции. Если, в силу обстоятельств, Вы принимаете решение лично стать реабилитологом для своего малыша, то начинайте образовываться, берите консультации у специалиста.
  • Эксплуатация импланта и все связанные с этим расходы – Ваше личное дело.

Сколько времени занимает реабилитация после операции и из чего она складывается?

  • Если потеря слуха произошла в период, когда у ребенка были уже сформированы слухоречевой образ и речь, то реабилитационный период значительно сокращается. Это вариант слабослышащих и позднооглохших. Понятно, что если человек ранее долго слышал, то в его памяти остались слуховые образы. В процессе реабилитации их предстоит просто «извлечь» и адаптировать к звучанию, которое «дает» имплант. Так было со мной: родилась слышащей и оставалась ею до 7 лет. Затем, много лет была слабослышащей с разной степенью потери слуха. В 38 лет оглохла. В 41 год сделала кохлеарную имплантацию. Мой реабилитационный период продолжался около года.
  • Что касается глухих пациентов, то у них, как правило, не сформирован речевой образ и не развита речь. После подключения импланта он услышит какофонию звуков, но что делать с ней не знает, потому что слушать НЕ УМЕЕТ. Он слышит впервые, слуховая память пуста, и опереться не на что. Учить вычленять звуки, формировать слухоречевые образы и учить говорить предстоит с самого начала. В данном случае реабилитационный период значительно длиннее.

Реабилитация складывается из следующих компонентов:

  • Занятия с сурдопедагогом – реабилитологом;
  • Занятия дома по закреплению материала, пройденного с реабилитологом;
  • использование спонтанно возникающих ситуаций;
  • Настройка импланта. Первая настройка, которая проводится в день подключения – ориентировочная. Спустя какое-то время после начала занятий, звучание можно и нужно корректировать. И так не один раз. Поскольку в результате занятий происходят изменения в восприятии, они должны отражаться в новой настройке. Откровенно говоря, имплант ассоциируется у меня с обувью. Когда надеваешь новую обувь и начинаешь в ней ходить, то первое время чувствуешь: здесь жмет, там давит, а в этом месте великовато. Проходит какое-то время и обувь принимает форму ноги. Ношение становится максимально комфортным, потому что обувь разносилась. Так же и имплант, только вместо слова «разносить» я напишу «разработать». Работа с реабилитологом помогает «разработать» имплант, а настройка убирает неприятные ощущения, делая звуковосприятие с имплантом максимально комфортным.
  • Мотивация. У Вас должна быть четко сформированная мотивация: мой ребенок должен научиться слышать и понимать речь.

Сколько стоит «эксплуатация» импланта и что в нее входит?
В понятие «эксплуатация» входит, прежде всего, необходимость обеспечивать имплант источником питания.

Возможны два варианта: батарейки № 675 и аккумуляторный блок питания (АБП).

Преимуществом варианта с батарейками является компактность источника питания – он величиной с мизинец и крепится непосредственно к процессору. За счет этого процессор незначительно утяжеляется, что не отражается на удобстве пользования. Он очень похож на слуховой аппарат, только без вкладыша. Его второй «плюс» – незаметность. «Минус» этого варианта – батарейки, которые надо покупать в большом количестве. В источник питания помещаются сразу 3 батарейки №675. Их хватит на 3-4,5дня. В круглой упаковке 6 штук. Значит, упаковки хватает на 6-9 дней. Стоит она в разных сурдоцентрах по-разному, от 150 до 200 рублей.

«Плюс» варианта с АБП – не надо покупать батарейки. В комплекте два пальчиковых аккумулятора, которые заряжаются с помощью зарядного устройства от электрической сети. В пользовании всегда один. Он помещается в специальный блок, который крепится на поясе, за счет этого речевой процессор за ухом максимально облегчен. Это можно назвать «плюсом», например, для самых маленьких пациентов. Ушная раковина у них еще крошечная и вариант с АБП из-за легкости заушного процессора для них наилучший. «Минусы» – наличие длинного провода, который соединяет процессор с блоком питания, громоздкость блока.

Сама я первые полгода пользовалась АБП. Чтобы привыкнуть к новому звучанию, разобраться в себе нужно время. И потом, если честно, к мысли о покупке такого большого количества батареек тоже надо привыкнуть. Когда, я втянулась в занятия, освоилась с новым статусом, я попробовала вариант с батарейками. Как работающему человеку, причем работающему с детьми, он мне очень понравился. Поскольку за комфорт надо платить, я стала относиться к покупке батареек как к хобби.

Помимо источника питания нужна замена пришедших в негодность проводов.

Провода и другие аксессуары (магнит, аккумуляторы, блок питания) в силу разных причин ломаются и нуждаются в замене. Их также нужно покупать. Так сложилось, что за 5 лет я поменяла провод 1 раз 4 года назад. Замена была первая, поэтому проводилась бесплатно.

Далее раз в 3-4 года можно и нужно менять процессор. Если кохлеарная имплантация сделана бесплатно, то и замена речевого процессора проводится бесплатно. Недавно я узнала об этом и сейчас собираю документы. Это, вообще, отдельная тема разговора, скажу только: не ждите, когда процессор придет в негодность, если пришло время менять – начинайте собирать документы.

Очень важным, бесценным элементом эксплуатации импланта является аккуратность. Всегда нужно помнить о том, что имплант требует бережного обращения. Приучайте к этому своего ребенка.

Как отдыхать на море с кохлеарным имплантом?
После операции, бесспорно, нужно дать ребенку окрепнуть. Жаркие страны могут подождать как минимум год. Дети хорошо переносят кохлеарную имплантацию, но любое вмешательство требует восстановления.

В процессе операции травмируется барабанная перепонка, поэтому первые 2-3 года необходимо беречь имплантированное ухо от попадания в него воды. Наилучшее средство – ватный тампон, пропитанный вазелиновым маслом. Он вставляется в ухо перед любыми водными процедурами. Понятно, что нырять с головой нельзя. Таким образом, обязательно сняв речевой процессор и защитив ухо тампоном, можно купаться. Через 2-3 года обратитесь к оториноларингологу – возможно перепонка заросла. Врач решит, можно ли нырять и как глубоко.

На берегу моря ребенка ждет много новых впечатлений: он услышит шум волн, шорох песка, крики чаек. Не лишайте его этой радости из-за страха потерять процессор, просто проявите больше предусмотрительности: приготовьте повязку, чтобы надежнее закрепить процессор, обязательно возьмите чехол, в который будете убирать процессор, пока ребенок купается.

Как заниматься спортом с кохлеарным имплантом?
Спорт полезен всем. Просто необходимо помнить, что имплант требует бережного обращения – голову нужно беречь от травм, а процессор от поломки и воды. Исходя из этого и выбирайте вид спорта. Плавание придется отложить до тех пор, пока не зарастет барабанная перепонка. Есть виды спорта, занимаясь которыми необходимо снимать процессор. Конечно, есть исключения: аэробика, настольный теннис, ориентирование на местности, боулинг, керлинг и т.д. Есть виды спорта полностью противопоказанные: бокс, некоторые виды борьбы и т. п. И помните, призыв «Посоветуйтесь с врачом» актуален всегда.

Как и какую музыку слушать с кохлеарным имплантом?
С имплантом я всегда слушала и слушаю музыку «напрямую» т.е. приспособления, которые даются в комплекте с аксессуарами, не использую. Звучание музыки, как и любые другие звуки, не должно вызывать дискомфорта. Если звучание очень неприятно, обратитесь к сурдологу для подстройки импланта. Вообще, освоение музыкального звучания идет параллельно с формированием слухоречевых образов и обучением речи.

7 комментариев к Кохлеарная имплантация: мое мнение

  • serega32br

    здравствуйте! как вы считаете нужна ли дактилология при обучении речи имплантированных детей. спасибо.

  • Т.к. этот вопрос был продублирован одновременно в нескольких разделах, для тех читателей, кто этим заинтересовался, приводим ссылку на ответ на следующей странице.

  • oksanache65

    Уважаемая Елена, можете ли вы подсказать к кому из сурдопедагогов Казани обратиться для занятий после кохлеарной имплантации женщине 46 лет?

  • Aist

    Центр развития детей дошкольного возраста «Белый аист» (инклюзивный)
    г. Новосибирска
    Центр предоставляет следующие услуги:
    Коррекционно-педагогические. Занятия проводят опытные специалисты:
    1. Логопед;
    2 Дефектолог;
    3 Сурдопедагог (в том числе для детей после кохлеарной имплантации)
    Школа раннего развития:
    1. Обучение чтению и письму;
    2. Счет, рисование, лепка;
    3. Индивидуальные и групповые занятия по английскому языку;
    4. Подготовка детей к школе.
    Психологическая тренинговая работа:
    1. Психологические тренинги для родителей.
    Все наши специалисты имеют большой опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в т.ч. имеющих психофизические особенности.
    Пермякова Инесса Соломоновна, дефектолог (сурдопедагог) высшей категории. Зам.рук.ГБУ НСО Областной методический центр абилитационной педагогики.
    Лауреат премии “Лучший педагогический работник НСО-2011″и Государственной премии НСО

    Адрес Центра: г. Новосибирск, Дзержинский район, улица Есенина, дом 5,
    тел. 89139846700, 2400429
    e-mail: aistrbk@mail.ru

  • Alex_Ustinova

    Елена, здравствуйте! У меня к Вам вопрос такой – можете ли Вы подсказать мне литературу по психологической реабилитации пациентов с КИ? Я – медицинский психолог, совсем недавно начала работать с пациентами с КИ. У нас в отделении патологии голоса и речи нет методиста, а коллега работает “исходя из своего опыта и здравого смысла”. Я предоставлена сама себе в вопросе самообразования :)
    Подскажите пожалуйста, если у Вас есть идеи – где можно найти информацию по психологической адаптации к КИ, направлениям консультативной работы с пациентами и их семьями. У меня в отделении пациенты всех трёх категорий – с врожденной СНТ, оглохшие на стадии освоения речи, а так же взрослые, потерявшие слух на разных этапах жизни. Буду очень признательна Вам за ответ.!

  • aimanka

    Здравствуйте, Елена! Моему сыну 2.6 года, у него атрезия правого уха. Мы прошли КТ височной части и аудиограмму. Левое ухо хорошо слышит, правое – 3 степень потери слуха, недоразвитость слуховых косточек и отсутствие слухового канала. В настоящее время ему ставят задержку речевого развития. Врачи рекомендуют КИ. Сам ребенок только начинает говорить, есть дефекты речи. Нас направляют в коррекционный кабинет. К тому же, мы начали ходить в массовый детский сад. У меня вопрос, стоит ли нам делать операцию КИ? Ребенок хорошо слышит левым ухом, восприятие всего хорошее. Является ли данная патология причиной ЗРР? Спасибо заранее за ответ

  • lubov

    Здраствуйте,Елена!Нашему сыну 2.4года,он родился глухим на оба уха.Потера слуха 90-100 Дб.Ми хотим делать КИ,но нам предлагают зделать на 2 уха одновременно,мы сомневаемся стоит ли делать два уха или на одну сторону будет достаточно? Ответьте пожалуйста, нам это очень важно!

Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

Яндекс.Метрика