Информация



О новом стандарте слухопротезирования в России

surdoalliance-logo-white

В настоящее время члены Межрегионального альянса организаций в области сурдологии-отоларингологии, слухопротезирования и реабилитации совместно с ведущими специалистами российских представительств фирм-производителей и ведущих центров слухопротезирования, на основе международного опыта и с учетом российских условий, разработали проект профессионального стандарта по новой специальности — «сурдоакустик». Головной организацией по разработке стандарта назначен Федеральный научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства (руководитель –
доктор медицинских наук, профессор Дайхес Николай Аркадьевич).

Для чего же нужен новый профессиональный стандарт? Редакция публикует материалы, предоставленные нашему журналу Президентом Межрегионального альянса, заслуженным врачом Российской Федерации, Виктором Алексеевичем Прошиным.

Обоснование необходимости разработки профессионального стандарта

Социальная значимость слуха для человека огромна. Благодаря слуху формируется речь, возможно общение между людьми. Слуховая дисфункция в раннем детстве драматически сказывается на формировании речи. Снижение слуха и глухота являются первичным дефектом, наличие которого обязательно вызывает появление вторичных расстройств. Эти расстройства, как правило, проявляются отставанием в речевом развитии, нередко сопровождаются задержкой психического и интеллектуального развития, что ведет к частичной или полной утрате человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Не меньшей проблемой является нарушение слуха у взрослых. Неизбежно формирующиеся социально-психологические барьеры не позволяют больным с нарушением слуха активно включаться в жизнь общества и полноценно в ней участвовать. В абсолютном большинстве случаев на фоне дефектов слуха развиваются различные пограничные нервно-психические расстройства.

В России насчитывается от 15 до 45 млн. лиц с социально значимыми нарушениями слуха (тугоухость и глухота), в том числе более 1 млн детей и подростков. Заболеваемость повсеместно нарастает, омолаживается и поражает в основном трудоспособных людей. С увеличением возраста частота встречаемости тугоухости и глухоты возрастает экспоненциально, особенно после 40 лет.

В подавляющем большинстве случаев (около 90% от общего количества страдающих тугоухостью, согласно данным Всемирной организации здравоохранения) снижение слуха может быть компенсировано электроакустической коррекцией слуха – слухопротезированием. Поскольку снижение слуха неизбежно ограничивает возможность человека общаться, постепенно приводит к его социальной изоляции, потерям в межличностных и профессиональных отношениях, слухопротезирование можно определить как восстановление коммуникативной способности человека, страдающего нарушением слуха, с помощью слуховых аппаратов, правильно подобранных и корректно настроенных специалистом по слухопротезированию в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха.

Анализ организации слухопротезирования в развитых западных странах показывает, что его кадровое обеспечение реализуется разными специалистами, имеющими достаточно широкий спектр компетенций в различных областях знаний.

По данным IHS (International Hearing Society), объединяющей специалистов в областях диагностики слуха, слухопротезирования и социальной реабилитации людей с различными нарушениями слуха в США, Канаде и ряде членов ЕС (далее – развитые страны) существуют несколько вариантов наименования вида деятельности, связанного с электроакустической коррекцией слухового восприятия человека, имеющего естественное или приобретённое нарушение слуха. Это и диспенсеры слуховых аппаратов (hearing aids dispensers), практикующие специалисты по слуховым аппаратам (hearing aids practitioners), аудиопрстолоджисы (audioprosthologists), аудиологи (audiologist), доктора аудиологии (doctors of audiology), отоларингологи и другие специалисты медицины. Все эти специальности в разной степени участвуют в едином процессе – слухопротезировании.

В связи с тем, что во всем мире количество людей, нуждающихся в этой услуге, многократно превосходит количество врачей с требуемой специализацией, в начале 80-х годов прошлого века в развитых странах появилась новая специальность – диспенсер слуховых аппаратов (hearing aids dispenser). За последние 30 лет были отработаны квалификационные требования к таким специалистам, которые оформлены в виде общепризнанной модели компетенций, методикам проверки соответствия уровня имеющейся у претендента компетенции требованиям законодательства, отработаны и унифицированы методы и практика подготовки специалистов, имеющих право на самостоятельную деятельность. По сложившейся практике обязательному лицензированию подлежат следующие специальности:

  • диспенсер слуховых аппаратов (hearing aids dispenser);
  • сурдолог-реабилитолог (hearing aids trainee) – специалист по обучению жизни со слуховым аппаратом;
  • помощник аудиометриста.

В современном слухопротезировании можно условно выделить доли областей знаний, составляющие содержание профессиональной деятельности и признанные профессиональным сообществом обязательными для освоения специалистом по слухопротезированию:

  • анатомо-физиологические аспекты – до 20-30%;
  • акустика, психология, психоакустика – до 20-30%;
  • информационные технологии (работа с современными программно-аппаратными комплексами) – до 30-40%;
  • юридические аспекты слухопротезирования – до 10%.

Вместе с этим, в связи с очень динамичным развитием индустрии слуховых аппаратов, смена поколений слуховых аппаратов у всех ведущих фирм-производителей приближенна к 1,5 годам. Специалисту по слухопротезированию необходимо непрерывно актуализировать свои знания, умения и навыки для освоения, поступательно развивающейся и технически усложняющейся, линейки слуховых аппаратов.

Таким образом, слухопротезирование, как вид профессиональной деятельности, находится на стыке многих дисциплин – медицины, психологии, педагогики, физики, химии, микроэлектроники, программирования, маркетинга и др.

В настоящее время в России слухопротезирование всех нуждающихся, как в государственной системе здравоохранения, так и в частной, возлагаются на медицинских специалистов с высшим образованием по специальности «Сурдология-оториноларингология» (Квалификационные требования к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 7 июля 2009 г. № 415). В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 июля 2011 г. № 801н предусмотрена должность «Врач-сурдолог-протезист».

Анализ показал, что содержание образовательных программ и организация подготовки по медицинской специальности «Сурдология-оториноларингология» не обеспечивают подготовку специалистов на современном уровне предъявляемых квалификационных требований по слухопротезированию.

Российское законодательство и производители-поставщики слуховых аппаратов не устанавливают никаких квалификационных требований к специалистам по слухопротезированию (хотя в развитых странах в принципе невозможна поставка слуховых аппаратов фирмам, не имеющих лицензий на этот вид деятельности). Фактически слухопротезированием занимаются врачи-сурдологи-протезисты с недостаточной специальной квалификацией, что объективно обусловлено особенностями системы их профессиональной подготовки. Это ведет и к крайне неэффективному использованию очень серьезных бюджетных средств (~0,5÷0,8 млрд. руб.), ежегодно выделяемые как из федерального бюджета, так и из региональных бюджетов на закупку слуховых аппаратов по программам поддержки инвалидов. Подавляющее большинство таких аппаратов просто выдается инвалидам или вообще без подбора, или путем крайне неквалифицированного подбора. Несмотря на то, что современные слуховые аппараты сами по себе достаточно высокого качества и дорогостоящи, их непрофессиональное применение в слухопротезировании создает у пациентов ощущение дискомфорта и неудовлетворенности качеством оказанной им услуги, как государственными медицинскими организациями, так и частными.

Обеспечение нуждающихся в слуховых аппаратах в развитых странах (кроме России и некоторых стран СНГ) жестко контролируется государством через сбалансированную систему частно-государственного партнерства. Система подготовки кадров, производство, реализация и техническое обслуживание слуховых аппаратов находятся в компетенции нескольких профессиональных объединений. Лицензирование специалистов и контроль за качеством предоставляемых услуг находится полностью в ведении государства.

Очевидно, что налицо проблема нормативного регулирования (отсутствие профессионального стандарта) и, связанной с ней, проблема кадрового обеспечения этой важной услуги социального характера. Кадровая проблема не может быть решена традиционным способом – путем дополнения содержания подготовки специалистов по специальности «Оториноларингология-сурдология», ввиду синтетического характера структуры профессиональных компетенций специалистов по слухопротезированию. Фактически в нашей стране отсутствует системная профессиональная подготовка специалистов по слухопротезированию в современном понимании этой сферы профессиональной деятельности.

Вместе с тем, не целесообразно «нагружать» дополнительными достаточно сложными функциями врача-сурдолога-протезиста, за которым, безусловно, остается решение задач реабилитации детей младшего возраста и сложных форм потери слуха у взрослых.

На сегодняшний день профессиональным сообществом оториноларинголов достигнуто понимание фактического наличия новой, для нашей страны, профессии (специальности) и необходимости разработки соответствующего профессионального стандарта. В связи с этим, вынуждено, в соответствии с требованиями повседневной практики слухопротезирования начата работа по формированию образовательных программ повышения квалификации уже работающих специалистов по слухопротезированию. Так, разработаны и реально внедряются в систему дополнительного профессионального образования специалистов по слухопротезированию учебно-методические курсы «Основы слухопротезирования» и «Технология слухопротезирования слуховыми аппаратами». Приведение профессионального образования специалистов по слухопротезированию в соответствие законодательству возможно только при наличии федерального государственного образовательного стандарта, разработанного на основе соответствующего профессионального стандарта.

В предлагаемом профессиональном стандарте будет реализована модель компетенций специалиста по слухопротезированию. Уровень компетенций этого специалиста должен быть необходимым и достаточным для выполнения всего цикла работ по слухопротезированию – от первичного собеседования, определения реальной потери слуха и связанной с этим потерей разборчивости речи и речи в шуме, выбора адекватной модели слухового аппарата, снятия слепков ушного прохода, первичной настройки слуховых аппаратов, разработки программы психологической адаптации пациента и его ближайшего окружения, уточнение настроек аппаратов в процессе адаптации.

По мнению профессионального сообщества оториноларингологов Российской Федерации специалист по слухопротезированию должен иметь базовое образование не ниже среднего профессионального. Вместе с этим профессиональное образование специалиста не обязательно должно быть медицинским.

В качестве основы проекта профессионального стандарта предполагается использование адаптированных к российским условиям профессиональной подготовки и деятельности модели компетенций специалиста, разработанной и успешно использующейся уже более 15 лет в HIS (International Hearing Society) и европейской модели компетенций – CEN 380/NS-EN 15927 (Standart for Services Offered by Hearing Aid Professionals).
На основании изложенного представляется необходимым формализовать и юридически оформить через создание профессионального стандарта, фактически уже существующую специальность – «слухопротезирование».

И вот, после нескольких месяцев напряженной работы по разработке и согласованию проекта нового стандарта, 18 декабря 2013 г. российские представители основных фирм-поставщиков слуховых аппаратов в Россию – GN Resound, Oticon, Phonak, Siemens, Unitron, Widex и ведущие фирмы-дистрибьюторы слуховых аппаратов в России – “Исток Аудио Трейдинг”, “Мелфон”, “Слуховые аппараты и техника. Медсервис”,   подписали важнейший документ, определяющий основное содержание нового стандарта.

I. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА ПО СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЮ

Наименование должности — сурдоакустик.

Данный стандарт обеспечивает решение нескольких задач:

  • обеспечение единства требований со стороны государственных органов к претендентам на получение сертификата, разрешающего выполнение слухопротезирования на территории РФ
  • обеспечение полноты информации о гарантированном объеме и качестве услуг по слухопротезированию для всех заинтересованных физических и юридических лиц (пациенты и их законные представители, контролирующие организации и т.д.)
  • разработанная модель компетенции специалиста по слухопротезированию позволит образовательным организациям создать информационно-совместимую систему непрерывной подготовки, переподготовки необходимого количества специалистов-сурдоакустиков.

В основу требований к модели компетенций специалиста положены следующие положения:

  • безопасность и сохранение здоровья пациента являются главенствующими принципами при выполнении всех процедурных действий в рамках данного стандарта
  • все используемое оборудование должно находиться в рабочем состоянии и отвечать требованиям метрологических стандартов РФ. Используемое помещение должно соответствовать требованиям данного стандарта
  • в случае обнаружения у пациента любых противопоказаний к применению слуховых аппаратов специалист обязан направить пациента к врачу соответствующего профиля.
  • Любая форма слухопротезирования и реализации слуховых аппаратов пациентам может проводиться только специалистами, прошедшими обучение и получившими опыт практической работы и получившими сертификат соответствия данному стандарту установленного образца.

Требование данного стандарта не распространяются на слухопротезирование детей дошкольного возраста.

В соответствии с общепринятой в Европе, США и Канаде модели компетенции специалиста по слухопротезированию, основанной на проведенном в 1999 году исследовании (NBS-NIS 1999 Role Delineation Study), используется следующая структура модели компетенции, определяющая всю последовательность этапов слухопротезирования.

  1. Формализация существующих у пациента проблем и потребностей в слухоречевой коммуникации.
  2. Тестирование и анализ проблем со слухом и восприятием речи.
  3. Выбор схемы слухопротезирования и модели слухового аппарата.
  4. Первичная настройка и оперативный сервис слухового аппарата.
  5. Обучение пациента и его ближайшего окружения, разработка плана реабилитации.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

Формализация существующих у пациента проблем и потребностей в слухоречевой коммуникации

Знакомство с пациентом
Заполнение регистрационной карты пациента
Определение возможных факторов, которые являются причиной снижения слуха. Выявление возможных проблем у пациента, требующих направления к врачам-специалистам.
Выявление других медицинских проблем, которые могут повлиять на процесс слухопротезирования и на ожидаемый результат.
Влияние снижения слуха на его образ жизни, общение с членами семьи, друзьями и социальную активность.
Выявление проблем, связанных со снижением слуха, с которыми сталкиваются родственники или члены семьи пациента.
Определение отношения пациента к слухопротезированию, его предпочтения и ожидания.
Принятие решения о слухопротезировании или о направлении к другому специалисту.
Тестирование и анализ проблем со слухом и восприятием речи Осмотр наружного слухового прохода с использованием отоскопа для выявления противопоказаний на дальнейшее прохождение процедуры.
Проведение стандартного аудиометрического теста.
Проведение надпороговой аудиометрии с целью определения порогов дискомфорта по воздушному звукопроведению на всех октавных частотах в диапазоне от 500 до 4000 Гц.
Определение порога восприятия речи и порога разборчивости речи.
Проведение теста на разборчивость речи и установление порогов комфорта и дискомфорта.
Импедансометрия (тимпанометрия и рефлексометрия) является дополнительной, но не обязательной процедурой.
Оценка достоверности результатов тестов и обоснованности показания к дальнейшему слухопротезированию.
Выбор схемы слухопротезирования и модели слухового аппарата Определение требуемой коррекции слуха, либо необходимости направления к врачу.
Определение потенциальных ограничений действий по коррекции слуха.
Соотнесение потребностей в коррекции слуха пациента с возможностями слухового аппарата.
Выбор конструктивного типа слухового аппарата.
Выбор функциональных возможностей слухового аппарата.
Выбор ценовой категории слухового аппарата.
Выбор параметров слухового аппарата.
Оценка выбора модели слухового аппарата с точки зрения улучшения коммуникации (разборчивости речи) и порогов слуха.
Выбор модели слухового аппарата.
Первичная настройка и оперативный сервис слухового аппарата Осмотр наружного слухового прохода для проверки наличия противопоказаний и снятия слепка.
Проведение процедуры снятия слепка, выбор места установки отоблока (при необходимости).
Выбор конфигурации ушного вкладыша и/или корпуса внутриушного аппарата и материала для его изготовления.
Осмотр вкладыша и слухового аппарата на предмет механических повреждений и острых выступов.
Примерка слухового аппарата и вкладыша пациенту.
Настройка слухового аппарата в соответствии с показаниями аудиограммы пациента.
Дополнительная настройка слухового аппарата на основании пожеланий пациента.
Выбор оптимального способа вентиляции ушного канала.
Обеспечение сервиса и ремонта в случае неисправности слухового аппарата или вкладыша.
Определение правильности подбора и настройки слухового аппарата, проведение теста на разборчивость речи.
Дополнительная настройка слухового аппарата (при необходимости).
Обучение пациента и его ближайшего окружения, разработка плана реабилитации Ознакомление пациента с особенностями использования слухового аппарата в различных акустических ситуациях.
Обучение пациента правилам установки, снятия слухового аппарата.
Информирование пациента о правилах эксплуатации слухового аппарата и ежедневного ухода за ним.
Информирование пациента об особенностях использования батареек для слухового аппарата и правилах их утилизации.
Обучение пациента приемам совместного использования телефона и слухового аппарата.
Информирование пациента о его правах на дополнительную подстройку слухового аппарата, порядке ремонта и возврата слухового аппарата.
Согласование графика повторных визитов.
Информирование пациента о назначении и дополнительных аксессуарах к слуховому аппарату.
Информирование пациента о рекомендуемых занятиях с сурдопедагогом.

один комментарий к О новом стандарте слухопротезирования в России

  • IRINAaudi

    Скажите пожалуйста, принят ли на сегодня этот стандарт? Какой код профессии “сурдоаккустик”? И где можно получить диплом по этой профессии? Я уже давно занимаюсь этим направлением. У меня биологическое образование и первичная специализация врача-лаборанта.

Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

Яндекс.Метрика