Информация



Роль вестибулярной информации в развитии детей и ее влияние на процесс реабилитации слуха (Часть 1)

10_Wiener_Vacher-1
Автор: S.R. Wiener‐Vacher, Отделение вестибулометрии и аудиофонологии Детской больницы им. Робера Дебре, Париж, Франция
Публикуется по материалам компании Фонак с разрешения правообладателя.
Иcточник: https://www.phonakpro.com/content/dam/phonak/gc_ru/
b2b/ru/events/2013/stuttgart_2013/10_Wiener_Vacher.pdf

В статье в популярной форме рассказывается о значении вестибулярного аппарата в организме детей, о важности своевременной диагностики нарушений вестибулярной функции и о современных методах их обследования и лечения.
Это первая часть статьи, продолжение смотрите здесь, а окончание здесь.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо

10_Wiener_Vacher-2

Вестибулярные рецепторы (канальные и отолитовые) + слуховые рецепторы (улитка):

  • находятся во внутреннем ухе,
  • эмбриологическое и генетическое происхождение,
  • гистологический элемент (волосковые клетки).
  • В 60% случаев сенсоневральная тугоухость (всех уровней) слуховые нарушения сочетаются с вестибулярными.

    10_Wiener_Vacher-pct3

    Вестибулярная информация

    Электрически закодированная информация о движениях головы (3‐мерное вращение, поступательное движение, ощущение гравитации)

    • Стабилизация взора: движения глаз, компенсирующие движения головы
    • Стабилизация тела: рефлекторные сокращения мышц спины и шеи, предотвращающие падение
    • Передача информации в несколько областей головного мозга
    10_Wiener_Vacher-04-1_160x342 10_Wiener_Vacher-04-2_160x120 10_Wiener_Vacher-04-3_160x243

    Вестибулярной системе не уделялось должного внимания, особенно у маленьких детей.
    Почему?

      Симптомы вестибулярной дисфункции у детей неспецифичны и ненадежны

    • Неспецифические: рвота, тошнота, неустойчивость (часто объясняют усталостью ребенка): “псевдогастроэнтерит”
    • В доречевой период дети не могут пожаловаться на головокружение и даже в более старшем возрасте описывают его очень неточно
    • Дети весьма устойчивы к головокружению
    • При частичном вестибулярном нарушении компенсация наступает очень быстро
    • Симптомы могут отсутствовать
      Почему у детей вестибулярную функцию проверяют очень редко?

    • Слишком сложно…
    • Маленьких детей невозможно обследовать…
    • Сомнения относительно пользы такого обследования…
    • Вплоть до настоящего времени значение вестибулярной информации для развития считалось вторичным…
    • Дети могут обходиться без дополнительной компенсации…

    Вестибулярное обследование находится в начале своего пути, как это было с аудиологическим обследованием 60 лет назад.

      Почему обследование вестибулярной функции у детей представляет интерес?

    • Выявление вестибулярных нарушений: они встречаются не только у взрослых
    • Уточнение роли вестибулярной информации в развитии постурально‐моторного контроля:
      дифференциация полной и частичной утраты вестибулярной функции, отолитовой и канальной дисфункции, уточнение истинного влияния вестибулярной информации на развитие
    • Влияние хирургического вмешательства на вестибулярную функцию часто игнорируется:
      кохлеарная имплантация может привести к нарушению вестибулярной функции (арефлексия в 10% случаев)

    Развитие равновесия

    10_Wiener_Vacher-09_550x385_

    Овладение равновесием – сложная задача

    10_Wiener_Vacher-pct10

      Полное развитие чувства равновесия занимает 10‐12 лет

    • Держит голову: 2‐3 месяца
    • Сидит: 5‐6 месяцев
    • Стоит: 10‐12 месяцев
    • Ползает на четвереньках: 8‐9 месяцев
    • Ходит без поддержки: 12 ± 5 месяцев (максимум 18 месяцев)

    Моторное развитие начинается еще до рождения.

    Постурально‐моторное развитие

    10_Wiener_Vacher-11_550x315

    Ранняя или врожденная полная утрата вестибулярной функции приводит к ЗАДЕРЖКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ

    10_Wiener_Vacher-12_550x781

    CHARGE‐синдром

    10_Wiener_Vacher-13_550x3964

    Для управления аксиальным тонусом необходима информация, посылаемая отолитами: отсутствие = аксиальная гипотония

    10_Wiener_Vacher-14_550x706

    Критический период развития, требующий поступления вестибулярной информации: первые самостоятельные шаги ребенка

      Последствия полной двусторонней утраты вестибулярной функции вследствие менингита с лабиринтитом зависят от возраста на момент заболевания:

    • до самостоятельной ходьбы = тяжелое нарушение равновесия на протяжении нескольких лет + задержка постурально‐моторного развития.
    • после первых самостоятельных шагов = легкое нарушение равновесия на протяжении нескольких месяцев + квазинормальное постурально‐моторное развитие.

    10_Wiener_Vacher-15_550x545

    Роль вестибулярной информации

    10_Wiener_Vacher-16_550x357

    Роль вестибулярной информации

    10_Wiener_Vacher-17_550x361

    Полное отсутствие вестибулярной информации (у 20% детей с глухотой)

    • Отсутствие стабилизации головы и тела: чрезмерные затраты энергии и внимания (Anderson и соавт.), а также проблемы с мелкой моторикой и обучением письму
    • Отсутствие стабилизации взора во время движения: снижение динамической остроты зрения (Rine и соавт.), проблемы с обучением чтению и письму, а также с чтением с губ и жестикуляцией во время движения
    • Отсутствие чувства вертикальности: дезориентация в пространстве (Brandt и соавт.) и нарушенное представление о расположении тела
    • Проблемы с преодолением других приобретенных зрительных или сенсорных нарушений

    Поведенческие последствия полной двусторонней утраты вестибулярной функции

    10_Wiener_Vacher-25-150x150
    10_Wiener_Vacher-26-150x150
    • Ребенок плачет, если его берут на руки или убаюкивают. Ребенку не нравится, если его перемещают. Ребенок раздражителен.
    • Ребенок не принимает участия в общих играх, стоит в стороне, живет в собственном мире, может быть агрессивным.
    • Ребенок быстро устает, любит лежать, не любит внимания к себе.
    • Во время движения ребенок фиксирует голову и тело, “застывает”, избегая нарушения равновесия.
      Нарушение двигательных стратегий.
    • Ребенок либо ограничивает свою сенсомоторную активность, либо, наоборот, не осознает риска для жизни, постоянно попадает в сложные ситуации, становится неуправляемым, буйным, агрессивным.

    Нарушения поведения? Аутизм?

    Роль вестибулярной информации

    • Развитие постурально‐моторной программы – критический период “первых самостоятельных шагов”, когда вестибулярная информация крайне необходима
    • Управление мелкой моторикой и стабилизацией головы и тела

    • Когнитивное развитие:
      – Ощущение себя в пространстве
      – Способность к обучению чтению и письму
    • Так называемые “сопутствующие расстройства” могут быть вызваны полной утратой вестибулярных функций

    Клиническое обследование: вначале необходимо отоневрологическое
    обследование

    • Те же тесты, что у взрослых, но:
      – с бóльшим терпением
      – в игровой форме
      – с учетом настроения ребенка
    • “Полицейские” вопросы, проигрывание некоторых ситуаций и ощущений, чтобы ребенок мог сказать, что именно он чувствовал и как долго
    • Поиск неспецифических симптомов: атаксия, утомляемость, псевдогастроэнтерит
    • Уточнение задержки основных этапов постурально‐моторного развития

    Для диагностики можно воспользоваться приведенными ниже тестами.

    “Высокотехнологичное” оборудование для клинического обследования

    10_Wiener_Vacher-pct22

    Наблюдение за спонтанным поведением

    10_Wiener_Vacher-23-01_161x169
    10_Wiener_Vacher-23-02_161x169
    10_Wiener_Vacher-23-03_171x313 10_Wiener_Vacher-23-04_171x313

    Задания, требующие постурального контроля: поиск постуральных нарушений или
    склонности к падению

    • На твердой или мягкой поверхности
    • С закрытыми или открытыми глазами
    10_Wiener_Vacher-24-1_128x290 10_Wiener_Vacher-24-2_192x290 10_Wiener_Vacher-24-3_174x290

    Продолжение статьи

    Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

    Яндекс.Метрика