Информация



Психосоциальные аспекты нарушения слуха. Часть 1

Психосоциальные аспекты нарушения слуха-часть 1Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Psycho-social principles of hearing impairment (автор Max S. Chartrand), выполненный кандидатом медицинских наук Т. Гвелесиани. Несмотря на то, что эта статья предназначена для специалистов, она представляет интерес для всех читателей нашего журнала. Обращаем ваше внимание на то, что в конце первой части помещен словарь терминов, которые используются в статье.

Ранние этапы развития слуховой системы

Еще до рождения слуховые ощущения играют важную роль в когнитивном и пространственном развитии, формировании чувства собственной безопасности, межличностных отношений, целенаправленности и способности восприятия языка. Новорожденный уже знаком с голосом матери, музыкальными мелодиями, фоновыми звуками; некоторые звуки его пугают, другие – успокаивают.

Как бы то ни было, к концу этого раннего периода закладывается основа для овладения необходимыми эмоциональными и когнитивными навыками, необходимыми в дальнейшей жизни.

С физиологической точки зрения развитие слуховой системы во внутриутробном периоде происходит параллельно структурному и неврологическому развитию. В недавних публикациях отмечаются параллели между развитием ото-остеокомплекса и дентикуляцией (формированием зачатков зубов) (Johnsen, 1991). Иными словами, существует прямая связь между развитием зубов и костных структур среднего уха ребенка. Например, синдром Тричера-Коллинза-Франческетти (микротия, атрезия, недоразвитие цепи слуховых косточек) является прямым следствием врожденного мандибуло-фациального недоразвития (Glanze, 1987; Becker и соавт., 1989). В меньшей степени изучены параллели между неврологическим развитием и слуховой системой человека, относящиеся, в частности, к корковой обработке речевой информации (Wills, 1993) и предрасположенности к необучаемости (Vandenberg, 1967). Поэтому на ранних стадиях развития выделяют большое число прогностических моделей, включая отклонения, обусловленные депривацией, травмой и недостаточным развитием слуховой системы (Irwin, Marge, 1972; Snyder, 1980).

В момент рождения ребенок сталкивается с жестокой действительностью, неведомой в уютной материнской утробе. Это рубеж, на котором его существование, вместе со слуховой и эмоциональной памятью, переходит на следующий этап жизненного пути. Знакомый звук материнского голоса успокаивает взволнованного или испуганного новорожденного, возвращая ему ощущение комфорта, безопасности и причастности (Horton, 1986). Модели, сформировавшиеся в течение предшествующих девяти месяцев беременности, помогают младенцу приспособиться к внешнему миру с его проблемами.

По мере развития слуховых проводящих путей (см. рис. 1) маленького ребенка, он “овладевает” тонкостями прослушивания (Hellige, 1993; Ross, Brackett, Maxon, 1991; Briskey, 1980; Harris, 1980).

Рис. 1

Рис. 1. Схематическое изображение слуховых проводящих путей человека.

Ниже перечислена лишь небольшая часть “тонкой настройки слуха”, формирующейся в недрах системы обработки слуховой и речевой информации человека (Pickles, 1992; Graham, 1990; Ross, Brackett, Maxon, 1991; Hellige, 1993; Rose, 1992).

  • Бинауральное шумоподавление, или способность выделять дискретные сигналы из фонового шума, формируется преимущественно в таламусе и слуховой коре, распространяясь по эфферентной ветви слухового нерва на корковом, центральном и кохлеарном функциональном уровне.
  • Чувство направленности и избирательности сигнала формируется в верхнеоливарном комплексе.
  • Пространственное отображение формируется в нижних бугорках четверохолмия.
  • Пространственно-стартовый рефлекс формируется в верхних бугорках четверохолмия и лимбической системе.
  • Слуховое внимание, или способность произвольного подключения слуховых навыков, развивается преимущественно в таламусе (”диспетчере” слуховых отделов коры – зоны А1).
  • Корковое тонотопическое распознавание развивается в извилине Гешля зоны А1.
  • Кратковременная последовательная память (запоминание последовательностей, шаблонов и символов) развивается в зоне А1 слуховой коры, прилежащей к извилине Гешля.
  • Долговременная память, целевая направленность и познавательные способности развиваются в зоне А2 слуховой коры и зоне М2 моторной коры.
  • Понимание языка развивается в левой височной доле, в области Вернике.
  • Экспрессивный язык формируется в левой височной доле, в области Брока.
  • Бинауральная суммация, или двуполушарное усиление сигнала, развивается при участии мозолистого тела, объединяющего функции правого и левого полушарий.
  • Бинауральное слияние, или объединение двух слуховых образов в единое целое, развивается при участии мозолистого тела.
  • Развитие трех уровней слухового восприятия (примитивного, сигнального и символического) будет описано ниже.

Подобно тому, как вышеперечисленные слуховые, когнитивные и языковые способности приобретаются на прелингвальной и лингвальной стадиях развития ребенка, у взрослого с прогрессирующей тугоухостью происходит утрата, в той или иной степени, этих приобретенных способностей. Поэтому, вопреки распространенному мнению, для восстановления всех функций в процессе реабилитации требуется гораздо больше средств, чем простое звукоусиление. Для возвращения к нормальной жизни необходима тщательно продуманная программа повторного обучения и восстановления утраченных слуховых навыков. Тем не менее, в тяжелых случаях придется прибегнуть к дополнительным компенсаторным методикам – чтению с губ, вспомогательным устройствам, специальным реабилитационным тренировкам; кроме того, необходимо принятие пациентом факта неразрешимости части слуховых проблем.

Продолжение следует…

Словарь терминов

Бинауральная суммация: Межполушарное слуховое ощущение, состоящее в том, что психологически воспринимаемая сумма двух монауральных сигналов превосходит каждый из монауральных сигналов на 3-6 дБ.

Бинауральное слияние: Бинауральное психологическое объединение дихотических сигналов в один сигнал. Необходимо для сбалансированного слухового восприятия, локализации и пространственного отображения.

Бинауральное шумоподавление: Приобретенная способность центральной нервной системы подавлять нежелательный окружающий шум, выделяя конкретные источники звука. Функционирует только при дихотическом поступлении сигналов.

Болезнь Альцгеймера: Наиболее распространенная форма старческого слабоумия, характеризующаяся, в первую очередь, потерей памяти, дезориентацией и изменениями личности. Доказано, что некорригированная тугоухость приводит к обострению
симптомов болезни Альцгеймера.

Верхнеоливарный комплекс: Ранняя аналитическая область центральных слуховых проекций. Состоит из двух аналитических секторов – латеральной верхней оливы (отвечает за межушные различия интенсивности) и медиальной верхней оливы (отвечает за
межушные временные различия).

Гипоталамус: Часть среднего мозга, играющая роль посредника между мыслями (кора головного мозга) и чувствами (лимбическая система).

График ношения: Индивидуально составленный специалистом график ежедневного ношения слуховых аппаратов, предназначенный для облегчения процесса адаптации и реабилитации.

Деменция (слабоумие): Нарушение или органический распад психических функций. Чаще всего проявляется в виде депрессии, потери памяти и изменений личности, прогрессирующих со временем.

Долговременная память: Способность сохранения информации о прошлых событиях, целевой ориентации, процессах, семантике, логических и эмоциональных реакциях. Локализуется преимущественно в зоне А2 слуховой коры.

Извилина Гешля: Центр слухового восприятия коры головного мозга, состоящий из рядов тонотопически организованных клеток, предназначенных для декодирования сигналов периферических нейронов и последующей их интерпретации.

Коварство: Этим термином мы хотели подчеркнуть постепенность и незаметность прогрессирования сенсоневральной тугоухости.

Когнитивная дисфункция: Нарушение психических функций, отражающееся на поведении, социальном взаимодействии и психической организации. К наиболее распространенным симптомам относятся депрессия и потеря памяти.

Кратковременная память: Способность узнавания слуховых последовательностей, шаблонов и символов. Локализуется в слуховой коре, примыкающей к извилине Гешля.

Критерии отбора кандидатов: Набор произвольных параметров (тональные пороги, разборчивость речи и т.п.), используемых для установления целесообразности применения акустической коррекции слуха.

Левое полушарие: Часть головного мозга человека, ответственная преимущественно за словесное общение, логику и абстрактное мышление.

Миндалевидное тело (миндалина): Часть среднего мозга, хранящая информацию (генетическую и приобретенную) о непроизвольных эмоциональных реакциях на внешние стимулы, в частности, о ситуациях типа ”подойти или бежать”.

Мозолистое тело: Интермедиальная дендритная масса, связывающая правое и левое полушария головного мозга человека.

Область Брока: Участок коры левого полушария головного мозга, ответственный за формирование речи.

Область Вернике: Участок височной зоны коры левого полушария головного мозга, ответственный за восприятие и понимание речи.

Паранойя: мания преследования, социального неприятия и недоверия.

Подражание: Способ овладения языком путем непроизвольного повторения услышанных слов или фраз.

Полушарная специализация: Врожденная или приобретенная способность концентрации различных психологических функций (пространственных, вербального и невербального общения и т.д.) преимущественно в одном из полушарий.

Правое полушарие: Часть головного мозга человека, ответственная преимущественно за невербальное общение, пространственную ориентацию, целостность восприятия и эстетическую интерпретацию.

Примитивный уровень: Начальный уровень развития слухового восприятия, способствующий выработке ощущения связи с окружающим миром и безопасности.

Прозрачность: Термин относится к недооценке пациентом степени тугоухости из-за сохранности низкочастотного слуха.

Пространственное отображение: Врожденная или приобретенная способность оценки расположения и физического перемещения объектов в окружающей среде, в частности, относительно собственного местоположения.

Речь в шуме (отношение речь-шум): Термин, аналогичный понятию ”отношение сигнал-шум”, но ограничивающийся разборчивостью речи на фоне шума.

Сигнальный уровень: Уровень слухового психического восприятия, связанный с непроизвольной реакцией на сигналы, опасность и т.п.

Символический уровень: Уровень слухового психического восприятия, связанный с речью и языком. Локализуется преимущественно в зонах левого полушария, известных как области Вернике и Брока.

“Скорбная последовательность”: Не нашедшая дословного отражения в данном переводе череда сменяющих друг друга этапов
отношения человека к нарушению слуха. Включает “оцепенение”, “отрицание”, ”отчаяние” и “принятие”.

Слуховая сенсорная депривация: Термин, относящийся к функциональному и/или органическому изменению или недоразвитию, связанному с недостаточной акустической стимуляцией или сниженной остротой слуха.

Старт-рефлекс: Непроизвольная психоневрологическая реакция на сигнальный уровень звука. Управляется центральными слуховыми проекциями через расположенную в среднем мозге миндалину при участии верхних бугорков четверохолмия. Патология слуховой системы ведет к нарушению данного рефлекса.

Таламус: Охватывает нижний ярус зоны А1 слуховой коры. Играет роль “диспетчера” и способствует произвольной концентрации слухового внимания.

Тонотопическое распознавание: Способность различать высоту звука. Локализуется в извилине Гешля слуховой коры. Чаще всего взаимодействует с кратковременной памятью и последовательными функциями.

Условные (павловские) рефлексы: Условные психические или эмоциональные реакции на окружающую среду, названные в честь русского физиолога Ивана Павлова.

Феномен интерференции: психологическое “заклинивание”, выражающееся в невозможности или затрудненности словесного реагирования на пространственную или эмоциональную проблему.

Фонематическая регрессия: Несоответствие разборчивости речи тональным порогам слышимости. Временное состояние центральных областей слуховой системы, вызванное длительным отсутствием надлежащей коррекции тугоухости. Как правило, устраняется после адаптации к слуховым аппаратам.

Вы должны быть авторизованы, чтобы добавить комментарий.

Яндекс.Метрика